a64408b1     

Бобин Андрей - Реценнзияна 'охоту На Овец' Х Мураками



Андрей Бобин
Рецензия на роман Харуки Мураками "Охота на овец" (1982 год).
Особенности охоты на овец, или
Можно ли убежать от Hеизбежности?
О знаменитом романе Харуки Мураками "Охота на овец" написано давно
и много. Hадеюсь, мои впечатления от прочитанного органично дополнят
общую критическую картину и помогут вам понять, о чем этот роман и стоит
ли вам его читать.
По мнению одного из персонажей романа - секретаря таинственного
Сэнсэя, - людей можно условно поделить на две группы:
посредственности-реалисты - и посредственности-идеалисты. Весь мир -
одна сплошная посредственность.
Эта идея напоминает о себе на протяжении всего романа. Секретарь
готовится к смерти Сэнсэя и к неизбежному распаду созданной Сэнсэем
организации, являющейся, по сути, теневой Империей Власти. "Если
Государство сравнивать с судном", - говорит Секретарь главному герою, -
"Сэнсэй - единоличный Властитель Трюмов на этом судне. Стоит ему открыть
шлюзы - и судно начнет тонуть". Со смертью Сэнсэя владения Империи
поделят на части. "...И величественные дворцы сравняют с землей, чтобы
на их месте построить многоквартирные жилмассивы. Мир однообразия и
определенности. Мир, в котором нет места для проявления Воли".
Что такое Воля, объяснить невозможно. Автор и не пытается это
сделать. Он лишь дает зацепки, позволяющие читателю прийти к ответу
самостоятельно. "Концепция, управляющая пространством, временем и
событийной вероятностью", - говорит о Воле Секретарь. Hо чтобы понять
смысл этих слов, необходимо отречься от Самосознания. Сознание, по
мнению Секретаря, - это утопия. Все разговоры о Сознании и Воле - лишь
слова, демонстрирующие также зависимость говорящего от языка. Поэтому
для понимания необходимо, в первую очередь, отрицание Сознания и
отрицание Языка. Любые слова - бессмыслица. А бытие - явление
хаотическое, но вовсе не проявление чьей-либо частной воли.
Индивидуального нет - есть лишь частица всеобщего Хаоса. И все попытки
увеличивать объемы сознания, не меняя при этом КАЧЕСТВА индивида, не
способны привести ни к чему, кроме депрессии. "Вот что я имел в виду,
когда говорил о посредственности"...
Сюжет у Мураками закручен очень лихо. Занавес Истинного Положения
Вещей приоткрывается читателю постепенно. Даже когда мы думаем, что
теперь-то нам точно все понятно и развязка уже предсказуема, - занавес
сдвигается еще на дюйм, и мы понимаем, что круто ошибались на этот счет.
Главный герой романа - посредственность-идеалист, доживший до тридцати и
не имеющий за спиной ничего, чем можно было бы гордиться. Жизнь его
скучна и однообразна. Лишь отправляясь на поиски Овцы, он начинает
чувствовать себя живым. Овца не нужна герою лично - обстоятельства
заставили его пойти за ней. Хотя слово "заставили" здесь не совсем
уместно. Главному герою нечего терять - потому что у него ничего нет.
Его нельзя заставить. Он мог бы и не идти искать Овцу, а с
фаталистическим равнодушием проигнорировать угрозы Секретаря. Hо его
случайно уговорила подруга... Тогда встает вопрос о том, насколько же
любое "случайно" у Мураками - действительно случайно. От поступков
персонажей так и веет мистической предопределенностью.
Предопределенность во всем и в каждом - с рождения и до самой смерти.
Так что же такое Воля на самом деле? Действительно ли свободная воля -
лишь миф? Автор не дает прямых ответов на этот главный вопрос. Можно ли
вообще говорить о свободной воле в мире посредственности? В мире, где
люди каждый день совершают глупые и бессмыслен



Содержание раздела